В этом году руководство ЧВУТ пересмотрело некоторые положения относительно учебного процесса. Целый год ходили самые разные слухи об отмене 3х попыток на экзамен, отмене повторной записи предметов, дополнительного года, стипендий и пр., на мой взгляд идет оптимизация расходов. Я решил описать 5 главных изменений, которые сильно повлияют непосредственно на студентов. Насколько я знаю, эти изменения коснулись вообще всего ЧВУТ, но для других факультетов информацию нужно бы проверить.
1. С этого семестра (осень 2015) отменили бумажные зачетные книжки (кроме программ на английском). С одной стороны упростили жизнь студентам и студотделу — каждый семестр нужно было через систему KOS записать предметы, потом переписать их в зачетку, потом отстоять сумасшедшую очередь, чтоб подтвердить запись предметов. Сейчас запись предметов подтверждается простым нажатием кнопки в системе KOS, никуда ходить не надо. Зато вылезла проблема — как теперь доказать забывчивому\невнимательному\вредному преподавателю, что зачет сдан, или оценка за предмет была именно такая, а не какая-то с потолка упавшая. Понятно, что случаи единичны, но разборки за оценки я наблюдал и с бумажными зачетками, и если раньше можно было ткнуть преподавателя в его подпись, то теперь студент останется с проблемой один на один, нужно будет писать заявления, встречаться с комиссией по разбору ситуации, и, в худшем случае, пересдавать.
2. Теперь доступ к расписанию студент получает на основе расчета взвешенных кредитов (vážených kreditů), т.е. учитывается количество полученных в предыдущем семестре кредитов и оценки за предметы. Студенты формировались в список по убыванию по количеству взвешенных кредитов, доступ открывался волнами по 300 человек, 1 сентября в 8 утра, в 2 часа дня, потом 2 сентября в 8 утра, в 2 часа дня открывался доступ для всех оставшихся студентов. Я себе составил просто идеальное расписание — пятница полностью свободна, только 1 день нужно 1 раз переехать из корпуса в в корпус, правда вторник у меня просто улет — с 7:15 утра до 18:15 без перерыва. Не скажу, что менее успешные студенты получили очень плохое расписание, в прошлом году была гораздо хуже ситуация из-за того, что доступ получали сразу все, из-за этого падал KOS, и люди себе записывали не глядя, просто чтоб записать, потом пытались с кем-то поменяться. Да и так мне кажется справедливее, кто учится — имеет право спокойно выбрать из предложенного, спокойно записать, что хочет, а не бороться с наложением предметов.
3. Изменилось количество попыток на экзамен. Раньше было все просто и понятно — на каждый экзамен есть 3 попытки, если не сдал, то записываешь предмет второй раз и еще 3 попытки. Теперь попыток две, третью можно использовать, но их ограниченное количество — на весь срок обучения дается столько третьих попыток, сколько семестров в стандартном учебном плане. Т.е. если на программе Машиностроение стандартный учебный план — 8 семестров, то дается всего 8 третьих попыток, их можно использовать в любое время и на любые предметы, но их всего 8 на весь-весь срок обучения, на все-все предметы. На программе Теоретические основы Машиностроения стандартный учебный план — 6 семестров, т.е. всего 6 третьих попыток. На счастье, никак не изменили повторную запись предмета, т.е. в случае неудачи с предметом можно его записать повторно, пробовать его сдавать в 2х стандартных попытках + третья попытка, если они еще остались. На это изменение могу посоветовать использовать предтермины (Předtermín), это очень выгодно, т.к. предтермин вообще не засчитывается в случае неудачи, но в случае успеха — экзамен сдан еще до начала сессии, я так сдавал большинство экзаменов в прошлом семестре — очень понравилось) UPD 30.1.2016: В этом году предтермины считались за нормальные попытки(( где-то произошел сбой в матрице(
4. Учитываются кредиты ТОЛЬКО с предметов, входящих в план обучения по программе (т.е только с обязательных и добровольно-обязательных предметов). Раньше, для продолжения обучения, можно было «добрать» недостающие кредиты добровольными предметами, теперь всё — предметы, не входящие в план обучения в расчет не берутся, и, если по окончании первого семестра студент не набирает минимальные 15 кредитов с предметов из плана обучения, никаких записанных и сданных 3 иностранных и 2 физкультуры не помогут. Требования по количеству кредитов остались прежними — 15 кредитов за первый семестр, 30 за первый год, по 40 за остальные года. В учебных планах обычно минимум 60 кредитов в год, 30 за семестр, для «растягивания» обучения вполне достаточно сдавать 2/3 предметов.
5. Минимальный порог для получения стипендии повысили, ну всмысле понизили, в Чехии же оценки наоборот. Теперь для стипендии нужно иметь среднюю оценку не выше 1,5 (раньше было 1,8). Студенты с оценкой в интервале 1,5-1,8 получали стипендию всего 100 крон в месяц, зато их было много, надеюсь, что освободившиеся деньги распределят между студентами с лучшими оценками, и у них стипендия вырастет. UPD 30.1.2016: На сегодняшний день ничего не выросло, суммы прежние.