2× потому, что я продлевал учебу в бакалавриате на год, причины и последствия и возможно изложу в другой статье, может быть, когда-нибудь, еще через пару лет) .
.
.
.
.
Пятый семестр.
Сопротивление материалов 2 — 5 кредитов, 3+3, z, zk., еще 2 кредита за экзамен уровня А, предмет начался там, где закончили первый сопромат из прошлого семестр, на лекциях начали толстостенные и тонкостенные емкости, на практических занятиях решали задачи по последним лекциям прошлого семестра, т.е. по закрытым плоским рамам. Дальше были плоские диски и доски, и настоящая жесть для людей, которым «эта дурацкая математика в жизни не пригодится» — математическая теория сопромата, в которой целая туча диффуравнений и прочих интегралов) Потом пошли кручения не круглых профилей, проблемы стабильности, эластично-пластичные состояния и «большие» деформации, немного теории усталости материалов. В общем, для прогуливавших математику — жуткий ад. Многие говорят, что второй сопромат легче первого, как мне показалось именно потому, что там уже тяжело учить глубоко теорию и ее особо не требуют, «халявщикам» достаточно вызубрить пару формул и решить пару типовых задач и молиться, что на экзамене эта типовая задача попадется. Еще там были 2 лабораторные задачи, одна на деформацию рамы, вторая на толстостенную или тонкостенную емкость, в конце нужно было сделать презентацию. Экзамен я сдал по частям, частей всего 3, в каждой части по 2 задачи, во второй и третьей части экзамена было по два теоретических вопроса, один очень простой и второй — вывод чего-нибудь.
Части и механизмы машин 1 — 6 кредитов, 3+2, z, zk., первый предмет, в котором наконец то соединяется все, чему нас учили. В нем объединяются механика, сопромат, механика жидкостей и газов, технологии, конструирование, короче кроме физры там кажется есть все. Мне очень повезло с лектором, это были одни из самых логичных и структурированных лекций, которые я видел на этом факультете. К большому сожалению, в год, когда я закончил — был последний год лекторства этого человека, из-за какого-то конфликта с руководством факультета он просто уволился после почти 20 лет работы, ну да ладно, к предмету. На лекциях было очень много теории, которую мы так или иначе в принципе уже знали, но это не было сложено в кучу, я даже не буду пытаться описывать темы.
На практических занятиях нужно было сделать 6 заданий по готовому шаблону, что на самом деле далеко не так просто, как звучит. Еще нужно было от руки перерисовать несколько деталей чертежей, т.е. не весь чертеж, а соединение например, или просто одну деталь, всего кажется было 50 рисунков.
Экзамен был из 3 частей. Первая часть — задача, где можно пользоваться любыми записями, книжками и другими возможными источниками включая интернет, кроме соцсетей (хотя это бы особо и не помогло). Задача была на скорее на инженерную смекалку, если знаешь, что конкретно решаешь, то быстро и легко найдешь необходимое хоть где, если не знаешь — не поможет вообще ничего. После решения задачи все убирали и переходили к следующим частям экзамена, уже ничем, кроме головы, пользоваться было нельзя. Вторая часть — набросок любой из деталей которые мы тренировались рисовать в рамках практических занятий. Третья часть — 6 теоретических вопросов, фактически по каждому разделу, который мы проходили. Экзамен я сдавал в 2 захода, первая попытка не очень удалась, на вторую я подготовился лучше и сдал на А)
Электрические цепи и электроника — 4 кредита, 2+2, z, zk., первый раз мне предмет как то не зашел, несмотря на его простоту, были просто ужасно организованы лабораторные занятия, практически никто не понимал, что бы делаем, включая преподавателей. Из той пары преподавателей, которые реально шарили и могли что-то объяснить, один объяснить не хотел, второй только закатывал глаза, какие мы тупые. Этот предмет я себе оставил на второй год, потому что был не особо тяжелым, да и в другой раз я ходил на лекции к другому преподавателю, там немного все было получше. Экзамен был скорее формальным, кто показывал хоть какие-то знания в электротехника, пролазил экзаменом, кто показывал знания хотя бы на среднем уровне, уходил с экзамена с А
Основы энергетических преобразований — 4 кредита, 1+1, z., унылый предмет, на лекциях рассказывали о котлах угольных и газовых, о турбинах, ядерных электростанциях еще о чем-то, уже не помню. Причем рассказы был типа «вот газовые котлы, они есть», скучно короче. На практических занятиях у нас был веселый докторант, он немного скрасил унылость предмета, там мы считали сколько газа надо спалить, чтоб получить столько же энергии, сколько производит ядерная электростанция за час, и сколько надо натыкать ветрогенераторов, чтоб компенсировать среднестатистическую электростанцию с газовым котлом. Для получения зачета нужно было решить какую-то простые задачи на теплообменник и еще на что-то.
Механика 3 — 7 кредитов, 2+3, z, zk., еще 4 кредита за экзамен уровня А, классический раздел динамики, даже не знаю что написать сюда, для зачета нужно было сделать 3 реферата — динамика механизма, динамика механизма с помощью уравнений Лагранжа, динамика колебаний. Экзамен по классической схеме — 3 задачи из каждого раздела и 5 «теоретических» вопросов. Механику я себе оставил на второй год.
Технология 2 — 5 кредитов, 2+3, z, zk., в общем, продолжение предмета Основы технологии 2, обработка резанием — точение, фрезерование, строгание, шлифование и прочие страшные слова (на самом деле у меня кончился русский словарный запас по этому разделу)). Так же рассказывали о материалах резцов, температурах при резании, программировании ЧПУ станков, нестандартных технологиях обработки. На практических занятиях нужно было сделать 3 лабораторных работы и немного побыть технологом — придумать и расписать процесс изготовления детали по чертежу. Экзамен состоял из 6 вопросов на письменной части и устная часть, где еще 2-3 вопроса просто разбирали устно.
Технические измерения — 3 кредита, 1+2, kz., довольно прикольный предмет, где разбирались возможности измерения скорости, ускорения, силы, момента сил, деформации, температуры и т,д. лекции по предметы закончились в середине семестра, потом в это же время был какой-то добровольный предмет, якобы продолжение. Лабораторные были каждую неделю до конца семестра, прямо на лабораторных в середине семестра и в конце семестра писали тест, еще нужно было сделать презентацию по каким-то (совершенно любым) измерительным или контрольным приборам. Я делал презентацию на измерение толщины ЛКП потому, что когда-то в детстве курочил машины). Оценка за предмет складывалась из этих двух тестов и оценки за презентацию.
Основы права — 3 кредитов, 1+1, z., основу лекций думаю понятно из названия предмета, на «практических» занятиях нас разделили на 7 групп, каждая группа должна была рассказать какой-то вопрос из области права, темы задавал преподаватель.
Шестой семестр.
Части и механизмы машин 2 — 3 кредита, 3+0, zk., продолжение предмета прошлого семестра, в основном было о разных шестеренках и подшипниках. На экзамене нужно было придумать одноступенчатую коробку передач, посчитать валы, шестерни, подшипники и сделать набросок одного из валов, экзамен по времени фактически не был как то ограничен.
Конструктивное занятие — 4 кредита, 0+4, z., предмет является логической частью предмета Части и механизмы машин 2, целый за целый семестр нужно было сконструировать две одноступенчатые коробки передач, все посчитать, начертить описать конструкцию в техотчете. На этот предмет тратится кажется 90% времени в семестре, просто ад, вкупе с другими достаточно сложными предметами, просто ужасно нагружали студентов в последнем семестре.
Электрические машины и приводы — 4 кредита, 2+2, z, zk., предмет мне в общем понравился, организация занятий была немного получше, чем на Электрические цепи и электроника, но все равно похрамывала. На лекциях разбирали трансформаторы и разные типы электрических двигателей, на лабораторных измеряли их характеристики. Экзамен был опять же скорее формальным. Этот предмет я оставил на второй год.
Передача импульста, тепла и вещества — 5 кредитов, 3+1, z, zk., предмет для многих убийственный, поскольку там нужно опять хорошо понимать математику, диффуравнения. Мне лично предмет очень понравился, если бы не занятия один раз в 2 недели. Понравилось потому, что все, что разбиралось в термомеханике и Механике жидкостей и газов в принципе можно было уместить в этот предмет и преподавать его 3 семестра, для меня стали понятны многие вещи, которые раньше объясняли «Ну это решение уравнений Навиера-Стокса не существует, потому фот вам формула, запомните, что оно так», а тут нам рассказали, почему именно оно так, как можно решать уравнения Навиера-Стокса и при каких условиях применять формулы, которые до этого просто говорили запомнить. Этот предмет я оставил на второй год.
Автоматическое управление — 5 кредитов, 3+2, z, zk., немножко булевой алгебры, карт Карно и много систем описанных диффуравнениями и поиск стабильности этих систем. В общем предмет классный, за исключением того, что в последнем семестре все забыли всю математику и на этом фоне страшно бурлили опять люди, которым «эта дурацкая математика в жизни не пригодится», само собой имели страшный головняк на экзамене. Этот предмет я оставил на второй год.
Экономика и управление предприятием — 4 кредита, 2+2, z, zk., все, что я сейчас о нем помню, что там разбирали прикольные системы принятия решений по параметрам и планирование персонала для производства. Экзамен был в виде теста на компьютере, где в большинстве случае случаев было достаточно выбрать самый длинный вариант ответа.
Последние два предмета
Проект — 2 кредита
Бакалаврская работа — 2 кредита, оба (как минимум на кафедре, где я писал работу) были направлены на написание самой работы и консультации с преподавателем — научным руководителем. Думаю для них будет отдельная статья когда-нибудь)
Александр, причину продления можете написать раньше, чем через пару лет. Интересно.