Находясь в очередном приступе фрустрации я наконец решил отвлечься написанием этого опуса. Дада, я знаю, что уже середина пятого семестра, но летом руки не доходили, а теперь мне очень некогда, но уж лучше поздно, чем никогда. Прошу не проникаться общей атмосферой уныния, все у всех будет хорошо, все выучатся, все всё закончат, ну или как минимум не умрут, от учебы еще никто вроде не умирал, а неее, попытки были. Я окончательно решил не писать больше статьи с описаниями предметов, частично компенсировав это небольшим описанием в результатах учебы.
Нумерическая математика — 4 кредитa, 2+2, z,zk., за экзамен уровня А еще дополнительно 2 кредита.
Если честно, не знаю как правильно перевести на русский, по этому просто Нумерика. Предмет о методах вычисления систем линейных и нелинейных уравнений, диффуравнений и их систем, методах интерполяции и аппроксимации и еще куче страшных слов. На самом деле предмет о том, каким образом научиться решать всю Математику 1, 2 и 3 на компьютере, при каких условиях данному решению можно верить. Предмет достаточно легкий, т.к. фактически это повторение математики + немного основ программирования. Но среди студентов предмет не пользуется популярностью и считается невероятно сложным, возможно частично в этом виноваты лекторы, возможно и сами студенты, которые едва пролезли экзаменами и считают математику лишней. Нумерика становится легкой, когда немножко полистав свои конспекты по математике включаешь Г — глогику, и потом вдумчиво пытаешься понять лекцию и распечатку к ней. Самое сложное за весь предмет было понять, каким образом делается численное интегрирование и дифференцирование. Кто считает ненужным — попробуйте решить задачу по Механике 2 на бумажке (систему как минимум 5 нелинейных уравнений в самой простой задаче), потом постучите себе по голове книжкой по нумерике — может дойдет зачем она.
Лично у меня на лекции был такой замечательный преподаватель, что не переставая трепался, количество нужных слов в его потоке мысли было очень небольшим, но иногда его клинило, и он очень доходчиво объяснял смысл всей лекции буквально за 5 минут, потом опять переходил на пространные рассуждения о смысле своего математического бытия, главное было не пропустить эти 5 минут. Еще он очень любил писать в разных частях доски, постоянно стирая себе небольшие кусочки в написанном, или вообще просто писал поверх — картинка влево наверху его рук творение) Зато на практике у меня был один из лучших преподавателей — Боднар, его не интересовала практическая сторона решения задач — большая часть нашего занятия была посвящена теории. Учитывая что на занятии в ВИП группе нас было всего около 15 человек, его энергии хватало абсолютно на всех. На каждое занятие была задана теоретическая домашняя подготовка, Боднар ее проверял методом вызова к доске и распятия на ней студента. Поскольку прошлый семестр был мой первый в ВИП группе — все ее обитатели очень ждали моего выхода к доске, даже прикольно было. В аудитории, где проходили занятия, стоят компьютеры и доску плохо видно из-за мониторов, нужно было их немного повернуть, чтоб видеть доску, студенты не очень обращали внимание на пытку Боднаром первого вышедшего к доске, потом выхожу я и вижу как поворачиваются все 2 ряда мониторов) Естественно я был готов, просто блестяще справился с заданием, но Боднар всегда умеет поставить ситуацию так, чтоб студент в конечном итоге сам себя загнал в угол, и в моем случае ему это тоже частично удалось, и в свой адрес я тоже услышал его любимое «Никакому нормальному человеку это бы в голову не пришло конечно…». Несмотря на такие приколы преподавателя, я все равно его считаю его одним из лучших, как на практику, так и на лекции, и рекомендую всем всем, особенно на математику 3 — никто из других в объяснении дифференциальных уравнений ему просто в подметки не годится.
В общем Нумерику я сдал побив все свои математические рекорды — на 99 баллов из 100, единственная ошибка на фото справа, я не умею складывать цифры)
Себе я еще записывал семинар по Нумерике, их было два варианта — тупое решение задач и углубленная теория, я само собой пошел на теорию, частично об этом пожалел — достаточно скучно было, зато эта дополнительная теория сильно помогла понять предмет, за семинар дают зачет и 2 кредита к нему.
Механика жидкостей и газов — 5 кредитов, 3+2, z, zk., за экзамен уровня А еще дополнительно 3 кредита.
Началось все со статики жидкостей, потом был переход на течение сначала идеальных жидкостей, потом и неидеальных, закончилось все силовым воздействием потоков жидкостей и газов, по идее дальше должна следовать Термомеханика из третьего семестра, но каким то чудесным образом эти предметы поменяны местами, особенно это чувствуется в конце семестра. преподаватель тоже жаловался, что они никак не могут вернуть все в нужное русло и поставить Механику жидкостей вперед Термомеханики. Из особенностей — лектор считает, что все подготовлены и всё очень понимают, немного сокращал теорию, чем периодически вызывал у меня взрыв мозга, типичный вывод формулы был «Вот отсюда мы выйдем (пишет), вот так сделаем (пишет), в потом просто кое что вспомним и логически подумаем (не пишет) и в итоге получим вот такой результат (пишет)», лично у меня занимало очень много времени восстановить эти недостающие шаги, и понять их. На практических занятиях опять были сокращенным составом (только одна ВИП группа), что несколько прибавляло в скорости занятий, и на лабораторных не приходилось протискиваться чтоб хоть что-то услышать и увидеть.
Экзамен я сдавал аж 3 раза, первый раз сдавал по частям на семинаре. На семинаре нужно было решить в течение семестра 2 раза по 2 задачи, последняя часть была 10 теоретических вопросов + в варианте экзамена А вывод формулы. В общем у меня по частям вышло на С по задачам из-за ошибок в расчетах(, на А теория, экзаменатор не хотел задавать дополнительных вопросов и поставил среднюю В, я даже ее взял, через пару дней передумал и отказался. Потом сдавал уже нормальный экзамен — 2 задачи, 10 вопросов + вывод формулы, одну задачу не дорешал, получил 18,5 баллов из 20 (второе место занял студент с 9 баллами, остальные написали на 2-5 балов), но в теоретических вопросах мне не простили пару ошибок, в итоге опять В, я тоже отказался. Третий раз сдавал аж в сентябре, как раз в день рождения, одна задача идеал за 10 балов, во второй сделал такую глупую ошибку, в первом же шаге при интегрировании ну просто капец какой-то, дали за нее 0(. Подвела меня в очередной раз самоуверенность и выпендреж — экзамен рассчитан на 80 минут, я задачи решил за 15, теорию нацарапал еще за 5, и решил быть рекордсменом и ничего не проверять, стоило просто еще раз пробежаться по задачам и получил бы все 20 баллов за них. В теоретических вопросах напутал кое что, опять тот же самый экзаменатор мне говорит «Ну вы же понимаете, что это не на А, другому человеку я бы даже В подумал если давать или нет, задачку надо было пройти, теорию подумать хорошо», ну конечно понимаю блин, и тут он мне говорит, что А поставит за настойчивость и просто для его радости, т.к. все остальные все равно не покажут и половины моих знаний (в сентябре обычно сдают уже самые запущенные случаи). Короче мне обидно было просто капец, я даже не хотел это А брать, о чем ему и сказал, он мне предложил хорошо подумать пока он ходит за списками, в итоге я решил что у меня день рождения, а на следующий день я должен был лететь в Россию и согласился. Уже пару раз этого преподавателя видел, он здоровается, улыбается, а мне так стадно просто ужас((((
Семинар по механике жидкостей сводится к решению задач, дают за него зачет и 2 кредита. К сожалению я не попал к преподавателю к которому хотел — профессор Шафаржик, несмотря на дурную славу это один из немногих людей обладающих специфическим шармом, который предмет может объяснить с шутками и играя за 10 минут, при этом будет понятнее, чем на двухчасовой лекции, короче если кто хочет понимать Термомеханику и Механику жидкостей — то только к нему на семинар. Я же попал к докторанту Шафаржика, было видно, что у него опыта очень мало, местами скучное объяснение, но главную задачу он выполнил нормально, да и в группе у него было всего человек 6. Заодно он свозил нас в Лабораторию Академии наук ЧР — конкретно Лабораторию гиперзвуковых скоростей — очень интересно было, особенно, что емкость для создания таких высоких скоростей — загерметизированная шахта.
Сопротивление материалов — 7 кредитов, 3+3, z, zk., за экзамен уровня А еще дополнительно 3 кредита.
Думаю нет смыла объяснять о чем предмет, достаточно картинки слева — это нарисовал один студент на семинаре по сопромату) На самом деле там все вертится вокруг двух формул, достаточно понять логику растяжения сжатия и потом будет значительно проще. Сначала я ходил на лекции к доценту Шпаниэлу, но это просто жесть, у него очень спицефическая манера письма на доске, не видно просто ничего, от слова совсем, еще при этом он постоянно путает индексы и делает ошибки в формулах, что делает невозможным написание лекций на слух. Это звучит как «Лямбда сигма се ровна йедна половина сигма икс икс крат сигма эээ епсилон епси тотиж икс икс плюс сигма эпсилон епсилон крат епсилон эпсилон эпсилон плюс эпсилон эээ не, сигма зет зет крат эпсилон икс тотиж ээ, аха йедна половина сигма икс икс крат плюс плюс а сигма зет зет крат эпсилон зет зет», вот так на слух была формула что справа, короче я хотел застрелиться, с лекциё я выходил с головокружением аж до тошноты. Примерно на 4й неделе я начал ходить на лекции к Резничку — просто небо и земля, лекция структурирована, ошибок минимум, есть специальная распечатка к лекциям, с рисунками, которые надо дополнить, это очень помогает, т.к. перерисовать с доски часто очень проблематично, а рисунок — основа понимания логики этого предмета.
Ну буду тянуть кота за хвост — экзамен я не сдал, ну точнее не взял оценку, не дотянул до А. Экзамен можно сдавать и по частям (он не привязан к семинару), я вылетел на первой же части — сразу не уделил достаточно внимания предмету, а экзамен пришел очень неожиданно), мы еще с Настей на пару заболели ангиной, я писал с температурой лишь бы что нацарапать. На нормальном экзамене первая попытка на С, вторая попытка была уже в сентябре — я уговорил преподавателя на В, но не взял,поскольку через два дня должен был писать Механику жидкостей и не знал, как ее сдам. У меня была такая проблема, что если я сдаю например Сопромат на В, то Механику жидкостей нужно бы было сдать на А или наоборот, иначе я выпаду из средней оценки до 1,05 и не буду получать суперстипендию, я отказался и от В. в принципе на этом уже можно было бы и успокоиться и спокойно оставить сопромат на вторую запись предмета, но я 19 сентября вымучил свою А с Механики жидкостей, с какого-то перепугу решил использовать запасную третью попытку сразу 20 сентября. Но поскольку 20 сентября вечером мне уже надо было вылетать в Россию, само собой мысли у меня были уже совсем о другом, а моя самоуверенность опять сыграла со мной дурную шутку — я опять не проверял ничего и опять из-за долбанной самой тупой ошибки мне не засчитали одну задачу из трех вообще, само собой никакой речи даже о В уже быть не могло. Так что Сопромат у меня на вторую запись будет)
Кстати как то раз на сопромате с Резничком один проектор показывал лекцию, а второй хоккей — чехи с кем то играли, на фото очень плохо видно, но видно)
Семинар — классика — решение задач — зачет, два кредита, зачет.
Механика 2 — 4 кредита, 2+2, z, zk., за экзамен уровня А еще дополнительно 2 кредита.
Тут даже не знаю, что написать, второй раздел механики — кинематика простых механизмов + принцип виртуальных перемещений. Вел предмет Декан факультета Валашек, на практических занятиях надо было опять сдавать рефераты, хорошо, что попавшийся мне преподаватель не требовал сдавать по срокам, просто до конца семестра. Опять же можно сдавать экзамен по частям.
Экзамен по частям мне удался на С, что меня не устраивало, кстати по частям сдавать несколько сложнее — частей всего 3 в каждой части по задаче за 5 баллов + в каждой части по 5 вопросов за 1 балл, по частям можно набрать 30 баллов и на А надо 28. Нормальный экзамен — 3 задачи по 5 баллов и 5 вопросов по 1 баллу, итого 20 баллов и на А нужно 18 + можно набрать максимум 3 балла на практических занятиях. Я написал на А, при этом опять чуть не провалился из-за своей самоуверенности, еще помню, как я после экзамена говорил одногруппникам — будет меньше 20 баллов — не беру, с учетом бонусов полученных на практических занятиях можно и перешагнуть максимум в 20 баллов, как у меня было в третьем семестре, я думал опять выйду с общим итогом больше 20. В итоге когда я увидел своих 17,5 баллов — чуть от стыда не провалился, столько понтов и узнать, что на А то не тянешь(, но на счастье я обнаружил, что проверяющий мне неправильно засчитал 2 ответа на вопросы по баллу, в итоге я получил желаемое)
Семинар — опять решение задач, опять два кредита и зачет.
Технология 1 — 5 кредитов, 2+2, z, zk.
Предмет — практически повторение предмета Основы технологии 1, только немного более углубленно с учетом полученных знаний на предмете Наука о материалах. Так же разделено на группы — Сварка, Литье, Ковка, Обработка поверхностей, в общем, проблем с предметом особых нет. Самая большая сложность — словак в группе Сварки, он похоже принципиально отказывается говорить по-чешски или как, даже шутка такая прозвучала на лекции, когда преподаватель сказал «О методах сварки подробнее на практическом занятии, попробуете и ручную сварку», а кто то из толпы ему ответил «мы попробуем не svařování а zváraniе» все посмеялись конечно, но на занятиях смешно не было, технические термины на словацком звучат или непонятно или смешно, к сожалению чаще непонятно. А ведь этот человек еще и лекции читает по какому-то специфическому предмету про сварку, там вообще наверное застрелиться сразу. Кстати на лекциях задавали микротесты (просто для контроля посещения), и тесты на практических занятиях после каждой группы (сварка, литье…) + на практике надо было в каждой группе сделать что-то типа небольшого реферата. В итоге кто был на всех лекциях и набрал минимальное количество баллов на тестах на практике — сразу шел на устную часть, но такая поблажка была только на первую попытку экзамена, для остальных был тест и потом устная часть.
Экзамен я сдавал как раз у этого словака, языковой барьер нам конкретно подпортил, я плохо его понимал, предложенное С я, немного (два дня) подумав, не взял. Вторая попытка была в июле, на удивление кафедра технологий работала летом, тест я написал на 13 балов из 14, на устную часть мне попался завкафедры Технологии, приглашал к себе по 2 человека, я шел в первой паре, на выбор было либо 3 вопроса и подготовка или просто разговор, я выбрал второй вариант. На удивление никаких заковыристых вопросов не было, и буквально через 5 минут мне было предложено В, сказал, что мне нужно А, попросил дополнительный вопрос на условиях отвечаю — А, нет — F. Он конечно посмеялся над моей задумкой, но согласился, спросил состав Силумина для отливки, честно — я его просто отгадал, ну я знал конечно что там Алюминий-Кремний, но что для отливки у них по нормам 11% Кремния — нет, просто включив свою Г — глогику сказал, что 10-12% и попал в точку)
Транспортная, летная и космическая техника — из добровольно обязательных предметов, 2 кредита, зачет за посещение всех лекций.
Предмет особо ничего не дает, послушали о развитии летной техники, сходили в лаборатории факультета, в целом это как реклама кафедры Транспорта и моторной техники или Лектно-космической кафедры для последующего магистреского обучения, послушать интересно, практической пользы нет. Я предмет взял, т.к. Конструирование 4 — работа в группе, что меня категорически не устраивало, а ЧПУ техника у меня в расписание не вошла.
Наука о материале 2 — предмет из прошлого семестра, на факультете обычно выписывают экзамены из прошлого семестра, шел на экзамен практически не готовясь, т.к. по наполнению предмет очень сильно перекликается с Технология 1, в принципе шел на удачу, тест написал на D, на устной части мне далось уговорить аж на В, тут я решил не выпендриваться — кредитов за предмет не очень много, среднюю оценку он мне сильно не попортил.
Летний физкультурный курс — 1 кредит, зачет за присутствие) Это обязательный предмет на Машиностроительном факультете, выбор курсов просто безумный, есть как бесплатные, так и платные. Я ездил в Гербертов, предполагается отдельная заметка, так что особо расписывать не буду, вкратце — очень понравилось)))
Вот такие результаты, средняя оценка у меня 1,017, по результатам второго года два предмета беру повторно — Физика 2 и Сопромат. На третьем курсе что-то очень много всего, так что, если кто из первокурсников/второкурсников читает, и думает, что на учебе сложно — расслабьтесь, у вас пока еще цветочки, самый ад впереди)))
Очень-очень ценная заметка, спасибо!
Кстати, а не было ли заметки со статистикой отчисления студентов у вас после первой сессии-двух? Вроде где-то проскальзывала информация, но я не нашел сегодня 🙁
Да, есть целая статья о Статистике отчислений, но она вообще неофициальная, так что прямо ей верить на 100% нельзя.
Спасибо большое за ссылку, не смог найти сам 🙂
Познавательный отчет! Летний физкультурный курс-это обязательный выезд после сессии? Непосредственно во время учебы физкультура обязательный предмет или по желанию? Если по предметам есть проблемы с понимаем,учебой, существуют ли какие-то возможности вроде доп.занятий или только самоподготовка?
Андрей,
летний физкультурный курс — это выезд на 5 дней куда-то, где будет что-то вроде физкультуры, проходит один раз за время учебы в бакалавриате, но его нужно обязательно пройти.
Если проблемы с предметами — по ним есть консультации, у каждого преподавателя выписано 1,5 часа консультаций в неделю, можно ходить к любому, не обязательно своему, достаточно договориться лично или по электронной почте.