Вчера у нас отпустили на «каникулы», после Рождества и Нового года по расписанию еще неделя обычных занятий. Но фактически, все нормальные студенты уже получили большинство зачетов по предметам, рад сообщить, что и я среди них. На данный момент у меня уже есть 23 кредита, что достаточно для перехода на следующий семестр. Я планирую заметку о предметах, поэтому на них останавливаться не буду. Опишу пару страшных минусов, от которых меня поначалу были припадки ярости, теперь уже немного привык)
Для начала дополнение к тому, что я хотел написать. Первое, что меня поразило во время занятий — когда преподаватель пытался задать вопрос в аудиторию, на 90% вопросов отвечали иностранцы, чехи же, за редким исключением, молчали. Причем это не было так, что иностранцы перебивали или не давали сказать, большинство ответов было после нескольких секунд полнейшей тишины, было прекрасно слышно, что некоторым элементарно не хватает словарного запаса, а вот со знанием предмета все как раз замечательно. Я ни в ком случае не хочу сказать, что подготовка чехов хуже, или иностранцы умнее, меня до сих пор, поражает эта схема — вопрос преподавателя — смертельная тишина в аудитории — после 10-20 секунд попытка какого-то русского или украинца сформулировать ответ.
На другую сторону, если какой-то чех все-таки решается ответить на вопрос, то он начинает с таких дебрей, что развитием своей мыли занимает несколько минут, хотя все можно сказать в 2-3 слова. Обычный ответ чеха выглядит как-то так — «Вы знаете, я вот тут конечно подумал, может быть это конечно неправильно, но опираясь на прошлую лекцию, про которую я думал дома, то можно, наверное, написать, точнее сказать, но лучше посчитать на пальцах, и возможно, что 2+2 все-таки, я конечно могу жутко ошибаться, я ведь не математики еще пока, но немного стараюсь, и сборник задач вчера открывал и учебник видел, но все-таки думаю, что там должно быть 4, наверное». И все с длинными паузами между словами…
Ну и непосредственно к минусам. Поведение студентов во время занятий:
1. народ спокойно заваливается гогочущей толпой на уже начавшуюся лекцию, не утихая начинают рассаживаться на места по дороге здороваясь с преподавателем, другими студентами, и с каким-то дополнительным усердием начинают вытаскивать из рюкзаков учебные принадлежности стараясь произвести как можно больше шума. Про разговоры в голос я уже даже не пишу.
2. употребление еды во время занятий — это, видимо, какая-то чешская норма. Начать жрать (по-другому это действо назвать сложно) в любой момент может абсолютно любой из студентов. Можно легко оказаться в ситуации, когда посреди какой-то лекции студентам становиться скучно, сидящие рядом вдруг достают баклажки, ложки и заодно спрашивают у соседей, если у кого-то есть майонез\кетчуп\соль\вчерашний бутерброд\недопитое кофе и пр. и ты оказываешься посреди импровизированной столовой. Пару раз мне даже приходилось спасать рюкзак и тетради от падающей тарелки с едой и неизвестно откуда летевшего стакана кофе. На одном из занятий по информатике, преподаватель с трудом убедила студента, что в компьютерной лаборатории есть не нужно, студент очень недовольно и с каким-то недоумением убирал свои бутерброды и выносил стакан с кофе в коридор.
Еще хотел дописать что-то третьим пунктом, но забыл что… Такая ситуация с поведением не устраивала только 2х преподавателей, остальные спокойно вели лекцию при любых условиях, видимо экономят свои нервы, прекрасно понимая, что большинство цирковых клоунов не переступит через первую сессию. На самом деле оно так и есть, очень много студентов перестало ходить на лекции, на последних было не более 20%. И по моим скромным предположениям, отсеется треть студентов, очень надеюсь, что останутся мотивированные студенты, которые будут действительно слушать на лекциях и действительно работать на практических занятиях.
Дополню еще, что не стоит воспринимать написанное выше близко к сердцу и брать это за описание учебного процесса в ВУЗах Чехии. Просто я приехал за образованием с определенной мотиваций, считаю, что студент ВУЗа должен отвечать достаточно высоким требованиям, в том числе и норм общественного поведения. Я очень остро реагирую даже на прогулы студентами лекций «малозначимых» предметов, и естественно минусы поведения вижу увеличенными до невероятных размеров.
UPD 30.12.2014: я вспомнил, что хотел написать 3м пунктом: чехи сморкаются постоянно и везде. Как бы на улице, в общественных местах типа кафе я уже относительно привык и не всегда это замечаю. Но во время лекций просто страшно бесит! Особенно в случае с каким ни будь лектором, которому безразлично, как его слышно, он там едва шепчет у доски, и тут начинается концерт сморчков. Поскольку чехи не признают никакого другого сморкания, кроме громкого, продолжительного, повторяющегося, пузыристого, то лекции превращаются в «услыш хоть слово между высмаркиваниями». Это невозможно передать словами, представьте себе, что как только лектор начинает говорить — кто-то начинает бурить стену перфоратором. Так вот чехи начинают сморкаться, к концу первого часа хочется уже собрать все платочки и просто забить их чехам не только в нос и рот, но и во все остальные отверстия, а то мало ли чем они еще умеют сморкаться. Первые 2 пункта я терплю без особых проблем, но постоянное сморкание меня уже выводит из себя
Очень познавательно, спасибо!
Люблю читать такие неформальные зарисовки, просто личные впечатления, без всяких далеко идущих выводов -)
После 1-го семестра сессия есть или все ограничивается кредитами?
Само собой, у нас сессия начинается с 8 января и продолжается аж до 20 февраля. Кредиты дают только за результаты, выполнил требования к получению зачета — получил зачет допуск к экзамену, сдал экзамен — получил кредиты. Естественно предметы попроще заканчиваются только зачетом или дифференцированным зачетом. Есть и особенные предметы, например за физкультуру дают зачет по посещаемости, естественно никаких экзаменов по ней нет. А предмет Развитие техники заканчивается экзаменом без всяких предварительных зачетов.
С Новым годом 2015 и ни пуха ни пера!