Предметы в первом семестре Машиностроительного факультета ЧВУТ | Блог Хочу в Прагу
Вторник, 03 Февраль 2015 | Автор:

Модель переходаПредметы в бакалавриате Машиностроительного факультета ЧВУТ направлены на то, чтоб обучить нас необходимой теории. Про Математику например, нам так и сказали — никаких теорем и жутких доказательств, только методы быстрого решения, математика у вас будет в объеме жизненно необходимом в работе. Начну с обязательных предметов, вот с математики, раз уж о ней упомянул.

Обязательные предметы

Математика 1 — 8 кредитов, 4+4, z,zk (смыл этих иероглифов я писал ЭТОЙ статье).

В первом семестре математика разделена на 3 части. Линейная алгебра — системы линейных алгебраических уравнений и матрицы, собственные векторы и числа матриц, наиболее нагруженная теорией часть. Дифференциальные исчисления — последовательности, пределы, функции и их производные, методы исследования функций. Третья часть — неопределенные и определенные интегралы. Насколько я помню, кроме матриц все было в школе, как минимум у меня. Конечно, в ВУЗе нам дали немного больше теории и посложнее примеры, но все обучение первого семестра по предмету Математика 1. —  расширение школьных знаний.

На моей программе Машиностроение В2341 Strojírenství (STR) проводят экзамен уровня В, или по своему желанию студент может сдать и экзамен уровня А по математике 1 (это даст дополнительно 4 кредита), на программе Теоретические основы машиностроения В2342 Teoretický základ strojního inženýrstv (TZSI) обязательным является более сложный уровень А.

Сразу скажу про различия уровней, уровень А требует бОльших теоретических знаний, там немного более сложные задания. Катастрофических различий в сложности нет, студент, осиливший уровень В на 80% и выше, осилит и А как минимум на 50%, просто времени затратит побольше, ну а теоретическую подготовку конечно лучше подтянуть. При этом, если студент идет на экзамен уровня А, то автоматом получает ту же самую оценку и за уровень В. Но можно сделать и наоборот — если кто не уверен в своих силах, то идет сначала сдавать уровень В, но потом сдает (если хочет) тот же самый еще раз, но уже на уровне А, т.е. делает в 2 раза больше работы).

Еще существует такое интересное нововведение — экзамен по частям. Проводится в рамках дополнительного предмета — Семинар по математике 1. т.е. нужно себе этот семинар записать, в определенные дни вместо семинара проводят экзамен, расписание этих дней естественно заранее известно. В этом семестре по частям проводили только экзамен уровня А. По слухам, со следующего года и на уровне В тоже сделают по частям, тоже в рамках семинара. В экзамене по частям есть огромный плюс — сдав все части экзамена студент получит и зачет по математике 1. и зачет за семинар по математике. Если кто-то не хочет сдать экзамен по частям в рамках семинара — есть классических экзамен за весь семестр во время сессии.

Конструктивная геометрия — 6 кредитов, 3+2, z,zk.

Конструктивная геометрияОчень интенсивный предмет. Мой совет — учить, учить, учить прямо с первого дня, т.к очень большая не только теоретическая нагрузка, но и словарная. Началось все с геометрии в движении, т.е. перемещение в плоскости согласно определенным, заранее данным правилам, словами это не объяснить. Тема очень интересная, и безумно актуальна, т.к. основы построения траекторий движения в плоскости, потом применяются и на пространство, например в мехатронике, там можно просчитать и нарисовать все движения механизма, а с учетом ракетного развития управляемых станков тема вообще становится бездонной, хотя бы взять расчет траектории движения голов обрабатывающих станков. Дальше были поверхности образованные вращением, их пересечение. Винтовое перемещение, винтовые поверхности и их резы плоскостями. Немного аналитической геометрии в пространстве.

Экзамен так же существует в уровне обычном для STR и уровне А, обязательном для TZSI и добровольном для STR, за сдачу конструктивной геометрии на уровне А дают 3 кредита. Опять же, катастрофического различия нет, НО, оба варианта подразумевают, что студент ХОРОШО разбирается в материале. Задания составлены так, что посредственный студент едва перешагнет минимальный уровень, там элементарно нет времени сидеть и вспоминать, нужно посмотреть на задание, ВНИМАТЕЛЬНО прочитать, что конкретно требуется и сразу начать его делать.

Развитие техники — 3 кредита, 2+0, zk.

Развитие техникиИсключительно теоретический предмет, наполнение, я думаю, понятно из его названия. Краткое содержание — распределение сил в строениях различного типа, развитие способов получения железа, обработка материалов (инструменты, первые станки), железная дорога и этапы ее развития, водяные колеса и водяные турбины, водяные насосы, паровые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, и еще куча дополнительной теоретической информации, как например почему переменный ток «победил» постоянный, для чего придумали паровые турбины и как использовали первое электричество.

Экзамен по предмету 3х ступенчатый, на первую ступень для изучения заранее дано 50 вопросов, из 10 случайно выбранных вопросов будет составлен тест, к каждому вопросу 3-4 варианта ответа, правильных 1-2, нужно правильно ответить минимум на 5 вопросов и только в этом случае пойдете на 2 часть. На вторую часть дано 20 вопросов, в тесте из них будет только один, обычно нужно начертить какую-то схему, например Доменную печь, Френсисову турбину, двухтактный или паровой двигатель, очень кратко объяснить принцип действия, процессы, рабочую диаграмму в случае двигателя, справившиеся и со 2й частью идут на 3ю, там вообще случайный вопрос всплывший в голове преподавателя.

На самом деле, предмет очень интересный, немного подкачал способ подачи материала. Многие студенты недооценили и сдавали по 2-3 раза, судя по воплям в фейсбуке, достаточно много студентов не сдали и с 3 раза и будут обязаны записать себе этот предмет в следующем году. Всем любителям поискать ненужные предметы сразу напишу — если вы считаете этот предмет не нужным, подумайте, может вы прирожденный юрист например, т.к. история техники не нужна только гуманитариям. Правда, и на мой взгляд, с этим трехступенчатым экзаменом они немного переборщили.

Машиностроительное конструирование — 2 кредита, 1+2, kz.

КонструированиеВот тут мы чертим, с самого начала каждому выдали по коробочке с настоящими деталями, нужно было все померить, зарисовать от руки, проставить размеры. Потом взять машиностроительные таблицы и найти всякие  нормы допуска на размеры и геометрию, способы обозначения на чертеже разный требований к поверхности, ну и нормы болтов, гаек, отверстий под болты и много-много всего остального обозначить на своем рисунке. После проверки преподавателем нужно было еще и красиво начертить. По моим ощущениям первый семестр был ориентирован на то, чтоб привить мысль о нормализации и что всегда и везде нужно смотреть в таблицы, чтоб студент, прежде чем вообще карандаш в руки взять, подумал, что в его детали нормализованно, Конструированиеи сначала посмотрел в таблицы, начертил немного и еще раз посмотрел в таблицы, подумал и еще раз посмотрел. Короче без таблиц ни черточки на бумаге и к концу семестра нужно быстро в этих таблицах ориентироваться. Поначалу это вообще не просто, т.к. каждое первое слово незнакомое, а перевод 3/4 этих слов гугл не знает. Да и сами таблицы большие — достаточно краткий вариант машиностроительных таблиц содержит почти 1000 листов, к тому-же в них есть ошибки, на лекциях нам рассказывали, где нужно что-то исправить, что и куда подписать.

Для допуска к зачету нужно было сдать все чертежи, сам зачет — тест на компьютере, в основном на внимательность, в смысле, как внимательно студент прочитал учебник, пара задач была на логику, типа какого размера должно быть то и то, чтоб еще между ними вошло вот то.

Химия — 3 кредита, 2+1, kz.

Химии там особо нет, атомная физика, термодинамика, идеальные и неидеальные газы, электролиты и электролитические процессы, коррозия, состояния вещества, 1 лабораторная на определение концентрации кислоты. Те, кто не имел проблем с посещением и с выполнением отчета по лабораторной, написали тест на последнем занятии, он не был особо сложный, разве что у меня в плане малого словарного запаса по химии, я ведь нострификацию по химии не сдавал), всего было 10 вопросов, на которые нужно было дать односложные ответы, и 3 задачи. По слухам, тест для остальных во время сессии был сложнее, но я не особо в это верю.

Компьютерная поддержка обучения — 3 кредита, 1+1, kz.

Я был немного в ступоре с этого предмета и его наполнения. На лекциях нас были текстовые редакторы, табличные процессоры, html, MATLAB. И в общем то все это было бы не плохо, если бы в текстовых редакторах было что-то дельное относительно LaTeX, а о Матлабе рассказали что-то более интересное, чем сложение матриц. Но, как выяснилось уже после окончания семестра, нам просто не повезло с лектором, у половины потока были действительно дельные и нужные лекции. Практические занятия были немного веселее. Закончился предмет тестом — нужно было привести текст к нормальному виду, обработать немного информации (например в табличном процессоре) и на выходе сделать 3 графика, потом небольшое задание в Матлабе, и сверстать простенькую интернет-страничку. Все исходные данные были даны в текстовом документе, программы, в которых выполнялись задания, студент себе выбирал сам, никого не интересовало как и в чем был получен результат.

На этом закончились обязательные предметы, теперь добровольно-обязательные.

В плане обучения на первый семестр нужно «выбрать» один гуманитарный предмет, на «выбор» у нас
Обязанности менеджера или предмет Коммуникация и переговоры с людьми — 2 кредита, 1+1, z.

Поскольку в первом семестре мы лишены самостоятельного выбора предметов и самостоятельного составления расписания, за студентов выбрал студенческий отдел, половине групп был поставлен предмет Коммуникация и переговоры с людьми, другой половине, в которой оказался и я, поставили Обязанности менеджера. Ничего не могу сказать плохого о предмете, он нужный, но вот его нужность в первом семестре несколько спорна, если бы я имел право выбора, оставил бы его на предпоследний семестр бакалавриата или на первый семестр магистратуры. А в остальном мне было достаточно интересно, предмет Обязанности менеджера, в разных названиях и в разном наполнении, я проходил до ЧВУТ 3 раза, и лекции и «практические» занятия, которые проходили в виде игры, были самые интересные из всех Обязанностей которых я посещал. Зачет по предмету, конкретно нашей группе, был поставлен за посещаемость + активная работа на практическом занятии, которая заключалась в выражении своего отношения к теме занятия.

Дальше на выбор у нас группа технологических предметов в количестве двух штук — Основы технологии 1 и 2, за первые два семестра оба нужно пройти. Опять же студенческий отдел выбрал последовательность за нас, мне выпал предмет
Основы технологии 2 — 3 кредита, 1+1, z.

Основы технологииНа этом предмете изучаются основные способы обработки, в Основы технологии 2 изучаются механические способы обработки — Точение, Фрезерование, Сверление, Строгание, Долбление, Шлифование. Из теории мы изучали геометрию инструментов, зависимости качества поверхности после обработки. На практике группу разделяли на несколько частей и показывали как все происходит в реальности. Поскольку предмет обзорный нам не показывали прямо все-все, я попал на практику — замер качества поверхности, точение и шлифование. Результатом всех практических занятий были отчеты на 1-2 листа, где была расчетная теоретическая часть, потом мы описывали как и что мы делали, что в реальности получили. Никаких особых выводов не требовалось сделать, просто нужно было понять как происходит обработка, что расчет не всегда сходится с результатом,  ну и главное — линейное улучшение качества = экспоненциальное увеличение времени обработки.

Добровольные предметы, которые я себе записывал

Семинар по математике 1 — 2 кредита, 0+2, z.

На семинаре разбирались задания из экзаменов предыдущих лет. Зачет давали за исполнение одного из условий: 1. сдача минимум 2х частей (из 3х) экзамена по частям, проходящего в рамках семинара, 2.посещаемость не менее 60%, сдача домашнего задания для тех, кто вышел из экзамена по частям на первом или втором этапе.

Английский — 2 кредита, 0+2, z.

Тут думаю понятно, без английского никуда. Я себе выбрал начальный уровень, т.к. имеются проблемы с произношением. Хотя произношение у меня и не улучшилось, ну хоть 2 кредита получил.

Повторение школьной математики — 1 кредит, 1+0, z. Об этом предмете я уже писал.

Проекция методом Монжа — 1 кредит, 1+0, z.

Этот метод не изучается в школах в России, да и в школах в Чехии предмет добровольный, а вот в конструктивной геометрии используется почти на каждом шагу. Хотя мы метод Монжа изучали в Подебрадах, я подумал, что повторение никогда не повредит, ну и ходил туда каждую среду к 7:15( Закончился предмет простым тестом.

Autodesk Inventor 1 — 2 кредита, 0+2, z.

Autodesk InventorЭто такая программа для конструирования и моделирования. Поскольку без компьютера у нас ни туда и ни сюда, нужно изучать такие CAD программы. ЧВУТ предлагает на выбор изучение Solid WORKS, Solid EDGE и Autodesk Inventor. Лицензионные программы предоставляются бесплатно, достаточно было зарегистрироваться на оффсайте программы с использованием своего официального е-майл ЧВУТ. Я выбрал Inventor, т.к. в интернете натолкнулся на обсуждение совершенно идиотских ситуаций, которые допускают Solid WORKS и Solid EDGE. Предмет закончился тестом — нужно было смоделировать пару простых деталей и собрать их в простенький механизм.

количество читателей онлайн и всего
Теги:  |  Раздел: Учеба

комментариев 7
  1. Lorianna:

    Вот так все прочитаешь и начинаешь думать, жалко, что тебя никто не отправил лет 20 назад на учебу зарубеж. Ну или хотя бы лет 15. Или лет 10 назад тебе не пришла такая же гениальная мысль поехать самостоятельно.
    А еще очень интересно какие занятия проходят у жены. Вот бы она тоже так делилась!))) У меня просто образование психолого-педагогическое. Ну, оооочень интересно!)) а вдруг и я когда-нибудь поеду учиться в Прагу….

  2. Вот так все прочитаешь и начинаешь думать, жалко, что тебя никто не отправил лет 20 назад на учебу зарубеж. Ну или хотя бы лет 15. Или лет 10 назад тебе не пришла такая же гениальная мысль поехать самостоятельно.

    Ага, те же мысли уже здесь. Если бы у меня была такая же мотивация сразу после школы. Сейчас я уже не соображаю так быстро, зато быстро все забываю) Надеюсь еще пару лет тренировок мозга и мне удастся вернуть хотя бы половину своих способностей, которые были после школы.

    А еще очень интересно какие занятия проходят у жены. Вот бы она тоже так делилась!)))

    Тоже бы это хотел, но у нее вообще нет времени. На ее гуманитарной специальности (еще и в магистратуре) более высокие требования к знанию языка и специфическому словарному запасу. Поскольку словарный запас после 9 месяцев учебы на курсах хоть и большой, но подчас не достаточный, на чешский все еще тратится значительная часть времени, и неизвестно когда это закончится, возможно никогда) Что могу сказать о ее учебе с ее слов — огромная библиотека, все интересующие вопросы можно найти в литературе которая доступна, в России об этом можно было только мечтать. Учеба очень практическая, т.е. если после ВУЗа в России она устроилась на работу с инвалидами, то все время должна была придумывать методы работы с ними, после русского ВУЗа теория есть, а знаний как ее практически применять нет. Вообще у меня сложилось впечатление, что в России, особенно в гуманитарном направлении, целью высшего образования охватить как можно больше теории в данном направлении. В Чехии же есть «возможность» выбрать, либо чисто теоретическая специальность, либо более практическая. У нее в чешском ВУЗе теория тоже есть, и изучается достаточно глубоко, кому недостаточно — есть литература, расширяй теорию как хочешь, но и огромная часть занятий потрачена именно на практическое применение этой теории, много методик и разработок, опять же все доступно в литературе. Само собой, у нее такая профессия, направленная на работу непосредственно с людьми, из-за этого там столько практического применения, а есть специальности чисто теоретические, где будут давать одну теорию, но очень глубоко.

    Собирайтесь, приезжайте, учитесь, тут никто не смотрит косо на человека, решившего «на старости лет» пойти учиться хоть в бакалавриат, никто в ВУЗе не будет предъявлять какие-то завышенные требования к более взрослому студенту, правда и никаких скидок делать не будет)

  3. Alisa:

    Здравствуйте,скажите пожалуйста,учатся ли девушки на вашем факультете?

  4. Учатся, многие очень успешно. Но количественно их значительно меньше.

  5. Lorianna:

    Это правда. У меня такая же история. Куча, куча теории детская психология, подростковая, взрослая, семейная, клиническая, патопсихология, акцентуации и что? Ну хоть бы маленькую практику или методику! То, что дает ВУЗ это по сути книги, которые можно сидеть и читать дома((
    Именно поэтому и было жутко интересно какие методики дают и дают ли в западных ВУЗах.
    Я бы сейчас с удовольствием пошла учиться)) Да, возможно схватываешь не так быстро, но зато какая мотивация! какой интерес!)) О чем в 19 лет можно думать?) О какой учебе?)) Хочется тусоваться, играться и заниматься прочей ерундой))
    Сейчас попробую сына отправить на учебу, а дальше жизнь покажет. К сожалению учить нас сразу всех я не потяну) А там за ним, может и я подтянусь))))))))

  6. Антон:

    Здравствуйте,вы изначально знали Solid WORKS, Solid EDGE и Autodesk Inventor или вас там учат?

  7. Антон
    В последнем абзаце «ЧВУТ предлагает на выбор обучение программам» на мой взгляд достаточно передает суть, раз предлагают обучение => обучают работе в этих программах, а «Предмет закончился тестом — нужно было смоделировать пару простых деталей и собрать их в простенький механизм» однозначно определяет не только придти и мышкой потыкать, но и в итоге показать какие-то знания и навыки работы.

    Сам я с этими программами раньше не сталкивался, записал себе Inventor. Я бы без особых проблем и сам разобрался, посмотрел бы ролики и интернете, почитал бы форумы и т.д., но наличие преподавателя очень сильно помогает — всегда есть у кого спросить, это очень экономит время.

Комментировать

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>